blog_10101 (blog_10101) wrote,
blog_10101
blog_10101

Categories:

Немного из истории российского трамвая.


На фото: дореволюционная открытка с изображением электрического трамвая в центре столицы с сайта https://iz.ru


Недавно попалась заметка о запуске первого в СССР трамвая:".. Практически все знают, что в Баку была пущена первая в СССР электричка. Но мало кто знает, что и первый послереволюционный трамвай был пущен тоже в Баку. Об этом почему-то не пишут ни в энциклопедиях, ни на сайтах, посвященных истории Баку.

Запуск бакинского трамвая. 1924г. 

Да, бакинский трамвай не был первым на территории Российской империи – например, в Киеве эксплуатация этого общественного транспорта началась аж с 1892 г., в Москве – с 1899 г., в Тбилиси – с 1904 г., в С.-Петербурге – с 1907 г.

Но после Октябрьского переворота в первые послереволюционные годы в только что образовавшемся СССР именно в Баку был введен в эксплуатацию первый трамвай – 8 февраля 1924 г. (Мы не учитываем Нижний Новгород, в котором в 1923 г. было восстановлено трамвайное движение, исчезнувшее было после всех революций и войн.) Следующим советским городом, где был пущен трамвай, стал подмосковный Ногинск – там трамвайное движение открылось 2 марта 1924 г. В соседней Эривани трамвай был пущен в 1933 г. (Там даже конка «запоздала» – движение началось лишь в 1906 г.)..."
В Российской Империи первый трамвай был пущен в 1892г (Не считая Польши, там раньше). С тех пор данный вид транспорта динамично развивался до самого октябрьского, мягко говоря, переворота.
Информацию по годам, в табличном виде, я нашёл в книге "Трамваи, как средство сообщения в больших городах [Текст] / сост. П. К. Пешекеров ; под ред. Ф. Я. Лаврова. - Москва : Издание М.К.Х., 1925. - 62, [3] с. : ил., табл.; 18 см. - (Популярная библиотека по коммунальным вопросам. Серия 1; вып. 1)"

Трамваи, как средство сообщения в больших городах [Текст] / сост. П. К. Пешекеров ; под ред. Ф. Я. Лаврова. - Москва : Издание М.К.Х., 1925
Согласно данной таблицы, в Российской Империи трамвайное движение, к 1916г. было организовано в 36 городах. Это не считая российских Польши и Финляндии. Если не путаю, то в последующие после 1917г.  25лет, ещё в 33-х, буду признателен, если кто-то уточнит, или подтвердит ссылкой данную информацию. В таблице я обнаружил маленькую, нечаянную или умышленную неточность: Архангельский трамвай был запущен 25июня 1916г. , т.е на второй год Войны.

Отцы города на фоне здания городской думы на углу пр. Троицкого и ул. Полицейской (ныне — ул. Свободы) в день открытия трамвая. Теперь в этом здании размещается медицинский университет. 26 июня 1916 года.

Т.е заранее отвечу всем оппонентам которые скажут, что, дескать, процесс развития данного вида транспорта был остановлен Первой Мировой Войной -- Нет. Процесс развития данного вида транспорта, как и всего остального, был остановлен именно переворотом 1917г. Как минимум, на 7 лет.
К слову: Обсуждение строительства запуска трамвая в городе Баку, началось не позднее 1912г.
За поправку по Царству Польскому, спасибо пользователю
nict46,
скорректированные даты внесу чуть позже.
Электрический трамвай через реку Неву.

Tags: РГБ, Россия, Электрификация., история, разруха, транспорт.
Subscribe

Posts from This Journal “Электрификация.” Tag

promo blog_10101 june 11, 2019 21:56 7
Buy for 10 tokens
Архиепископ Лука в миру Валенти́н Фе́ликсович Во́йно-Ясене́цкий Епископ Русской православной церкви, с апреля 1946 года - архиепископ Симферопольский и Крымский, российский и советский хирург, учёный, автор трудов по анестезиологии и гнойной хирургии, доктор медицинских наук,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →