Мартенс VS Ломоносов
Снова и снова возвращаюсь к личности красного Коррупционера Ю.В. Ломоносова. Того самого, который остановил царский поезд
и арестовал временное правительство. До этого числился зам.министра путей сообщения, и я думаю, что без него не обошлись и петроградские перебои с хлебом и «снарядный голод». Декретом ильича на его афёру было зарезервировано 300 млн. золотых рублей. Т.е почти половина «Колчаковского» золота, которого, как известно из фильма Е.Н. Чавчадзе было 750 млн. зол.руб. И в 10 раз
больше, чем выплатили Польше (за что?). Стоит, для сравнения, привести документ от февраля 1922г «Справка Комиссии по реализации хранящихся в Наркомфине РСФСР ценностей «О состоянии на 1 февраля 1922 г. золотого фонда и о лежащих на нем обязательствах»» Ю.Ломоносов прожил жизнь неплохо. Помогал Троцкому с Лениным дербанить российское золотишко. Не оставался сам без гешефта. Прикупил домик в Стокгольме, вывез семью в Англию и благополучно дожил до заслуженного получения английского подданства, ледоруба, впрочем, миновав и благополучно дожив до 1952г. Вызывая зависть и возмущение товарищей. Чуть ранее, я приводил докладную записку товарища Аванесова на имя «Отца народов», про деятеятельность тов. Ломоносова ( реакции на которую, видимо, не последовало). Но это не единственный документ. Закупки паровозов, были настолько прибыльным, видимо, делом. Что, и тов. Мартенс пытался отодвинуть Ломоносова и поучаствовать в мероприятии.
ПИСЬМО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ РСФСР В США Л.К. МАРТЕНСА ПРЕДСЕДАТЕЛЮ РОССИЙСКОЙ ТОРГОВОЙ ДЕЛЕГАЦИИ В ЛОНДОНЕ Л.Б. КРАСИНУ О ЗАКАЗАХ ЛОКОМОТИВОВ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ МАТЕРИАЛОВ 11 августа 1920 г. Дорогой товарищ, В течение последних несколько дней я получил телеграммы за подписью Ломоносов, Ломоносов—Красин, а также одну телеграмму от тов. Литвинова. Во всех этих телеграммах мое внимание обращается, главным образом, на то обстоятельство, что все заказы на железнодорожные материалы за границей находятся всецело под контролем проф. Ломоносова. Приняв это к сведению, я, тем не менее, считаю нужным обратить Ваше внимание на то, что проф. Ломоносов, по-видимому, совершенно не представляет себе действительного положения дел в связи с заказами на железнодорожные материалы в Америке. Все его телеграммы говорят за то, что он предполагает, что я уже помещаю эти заказы направо и налево, совершенно не считаясь с его намерениями на этот счет. Как я уже писал Вам в одном из своих предыдущих писем, я до сих пор, к несчастью, не имел возможности поместить какие бы то ни было заказы на эти материалы здесь. Это обстоятельство было вполне ясно и понятно как Вам, так и тов. Литвинову. Об этом я много раз и обстоятельно писал. Поэтому я совершенно не понимаю, почему Ломоносов так настойчиво повторяет в каждой из своих телеграмм, что я не имею права заключать контракты на железнодорожные материалы без его согласия. Что касается Вашего контракта с компанией Ривалис, касающегося 113 локомотивов, которые были проданы с торгов американским правительством, то проф. Ломоносов, по-видимому, и в данном случае по какой-то странной причине до сих пор не осведомлен о положении дел. В противном случае он не спрашивал бы меня в своей телеграмме от 25-го июля, кто является собственником этих 113 локомотивов, какова цена на эти локомотивы и прочее. Контракт на эти локомотивы был заключен Вами, и Вам, конечно, известны все детали этого контракта. Я прошу Вас послать проф. Ломоносову копию этого контракта и объяснить ему положение дел с этими заказами. Считаю нужным сообщить
Вам, что здешние представители Ривалис Ко., насколько мне известно, еще до сих пор не подписали контракта на эти паровозы с американским правительством. Положение этого дела в настоящее время следующее. Военный министр после целого ряда переговоров согласился, наконец, продать эти паровозы Ривалис Ко. на том условии, что эти паровозы не будут перепроданы или в какой бы то ни было форме переданы в распоряжение Советского правительства до тех пор, пока настоящее ограничение торговых сношений с Россией находится в силе. На этом же условии он согласился дать разрешение на отправку американского парохода в Ревель с целью вывоза оттуда золота на сумму в 600 000 долл, для начального платежа за эти паровозы. Как мне передавали, распоряжение этому пароходу отправиться в Ревель было дано больше двух недель тому назад. Вследствие отказа немецких рабочих разгрузить этот пароход, прибывший с амуницией для поляков в Данциг уже около месяца тому назад, пароход этот находится все еще в Данциге. Представители Ривалис Ко. надеются, что он скоро будет в состоянии выйти в Ревель. После того как вышеупомянутые 600 000 долл, будут погружены на этот пароход, здешний представитель Ривалис Ко. будет иметь возможность подписать договор на эти паровозы с американским правительством. Таким образом, доставка этих паровозов не может начаться раньше, чем через два месяца. Я полагаю, что все эти факты Вам доподлинно известны через г-на Рабинова, и совершенно поэтому не понимаю, почему проф. Ломоносов так настойчиво требует от меня, чтобы я немедленно принял на службу в качестве инспекторов всех бывших служащих старой железнодорожной миссии, в количестве 300 человек. Я позволю себе самым решительным образом протестовать против приема на службу всех этих людей. За весьма немногими исключениями, все они являются совершенно негодным элементом для того дела, которое нам предстоит здесь сделать. Как я уже писал Вам, я организовал при нашем бюро железнодорожный отдел, ведение которого я поручил тов. Байеру, являющемуся первоклассным специалистом по паровозному делу. При помощи наших связей с здешними юнионами1 железнодорожных рабочих нам удалось заручиться согласием лидеров этих юнионов помочь нам в деле приемки паровозов. Я нисколько не сомневаюсь, что подобная организация приемки отзовется чрезвычайно благоприятно на деле. Я, конечно, ничего не имею против того, чтобы привлечь к делу приемки паровозов также и служащих бывшей ж.д. миссии. К несчастью,я пока не вижу абсолютно никого из этой миссии, на кого мы могли бы положиться, за исключением инженера Лапкина, которого, к сожалению, привлечь к делу невозможно, так как он основал здесь свое собственное дело по продаже различных автомобильных принадлежностей и не может поэтому поступить к нам на службу. Кроме вышеизложенного, прием на службу всех инспекторов по желанию проф. Ломоносова совершенно неосуществим в настоящее время благодаря полному отсутствию финансовых средств на содержание нашего Бюро здесь. Я уже много раз, как письменно, так и через друзей, ездивших в Европу и говоривших лично с Вами и с тов. Литвиновым, передавал Вам, что я совершенно лишен всякой финансовой помощи с Вашей стороны. С ноября месяца прошлого года я получил от Вас и от тов. Литвинова всего около 15 000 долл, в то время, как содержание нашего Бюро за это время обошлось вместе с расходами по моей защите в Вашингтоне и в Нью-Йорке в сумму не менее 150 000 долл. Только благодаря финансовой помощи наших друзей мне удалось поддерживать существование нашего Бюро. Я совершенно не понимаю причин отсутствия финансовой помощи как с Вашей стороны, так и со стороны народного комиссариата по иностранных делам, и убедительно прошу Вас принять все меры к тому, чтобы поставить наше Бюро в нормальные финансовые условия. Этот факт, очевидно, также совершенно неизвестен проф. Ломоносову, в противном случае он, конечно, не стал бы так настойчиво требовать от меня приемки на службу целой армии инспекторов. Я сегодня телеграфировал Вам обо всех затронутых в этом письме вопросах. Копию этой телеграммы я прилагаю при сем. В моем письме от 22-го июля я подробно изложил Вам положение наших дел здесь в связи с предполагаемыми заказами на локомотивы, а также в связи с предполагаемой инспекцией локомотивов, которые мы должны получить по контракту с компанией Ривалис. Я надеюсь, Вы получили это письмо. Копия его была послана также и проф. Ломоносову. С товарищеским приветом, Представитель Народного комиссариата по иностранным делам в Соединенных Штатах АВП РФ. Ф. 507. On. 56. П. 36. Д. 15. Л. 54-56. Копия.