Categories:

Копикуз. Кузбасс дореволюционный.

фото с сайта https://redhill-kemerovo.ru/istoriya/stati/kopikuz/
фото с сайта https://redhill-kemerovo.ru/istoriya/stati/kopikuz/

Отличная серия фильмов от Владимира Сухацкого:

Копикуз в истории Кузбасса

В минувшем году исполнилось сто лет со времени образования АО «Копикуз», которое сыграло заметную роль в деле освоения недр Кузбасса, большая часть территории которого относилась к Алтайскому горному округу.

Ещё в 1888 г. французский инженер Эдгар Буланже путешествовал по Сибири, о чём и написал в своих «Заметках ...», изданных в Париже. Эти «Заметки» обратили внимание парижского финансового мира на далёкую Сибирь. Проходили годы, но интенсивная разработка богатых недр по-прежнему не велась. Причин тут несколько: это и запрещение частного предпринимательства на кабинетских землях, и необходимость в более крупных, чем могли сделать местные купцы, капиталовложениях в развитие сибирской промышленности, и недостаточность научных сведений о месторождениях.

Чтобы перспективный регион начал развиваться, нужно было вложить миллионы рублей в строительство металлургических заводов без надежды получить быструю прибыль. Требовалось создание крупных комплексов: рудников, заводов, подсобных и смежных предприятий, железных дорог для поставки руды и топлива к заводам и готовой продукции к Сибирской магистрали. Рядом с заводами должны были появиться жилые дома, школы, больницы, лавочки.

Тратить деньги на разведку недр сибирские предприниматели также не собирались. Более богатую выручку сулила им продажа промышленных товаров, которые доставляли из-за Урала. И хотя местные промышленники обращались к руководству Алтайского горного округа с просьбами об аренде каменноугольных месторождений в Кузнецком бассейне, но Императорский кабинет это не устраивало.

Итогом деятельности кабинетских геологов, написавших немало трудов, должны были стать карты, которые можно было бы использовать на практике при ведении горных работ. Но таких карт не появилось. Без них оценивать месторождения было сложно, а вести их разработку рискованно.

Благодаря своим личным связям, член Государственного Совета В. Ф. Трепов, личность, оцениваемая по-разному, к началу 1912 года смог получить для себя монопольное право добывать уголь в Алтайском горном округе. Решение о предоставлении Трепову такого права было принято Царским кабинетом и подписано императором Николаем Вторым 12 января 1912 года. С этим документом В. Ф. Трепов и поспешил в Париж.

В 1912 году парижскими и русскими банкирами было образовано акционерное общество «Кузнецкие каменноугольные копи», сокращённо – Копикуз. официальными учредителями этого общества стали: председатель правления Международного коммерческого банка действительный статский советник Сергей Степанович Хрулёв и статский советник Владимир Федорович Трепов.

«... При посещении концессии в первый раз в 1912 году мне и французским инженерам пришлось пробираться верхом на лошадях, в лодках и часто пешком по еле проходимым дебрям», – вспоминал Трепов о своей экспедиции, характеризуя этими словами тогдашнюю инфраструктуру Кузбасса. Результатом этого путешествия стала брошюра «Алтайская экспедиция во владения российского императора», вышедшая в Париже в том же году. Она содержала краткие сведения о Салаирском и Тельбесском железорудных месторождениях, Кемеровском, Кольчугинском, Бачатском, Ерунаковском, Абашевском, Калтанском, Анжерском и Мунгатском месторождениях каменного угля. В ней также имелось заключение о размерах бассейна, указывались мощности пластов, их количество, условия их залегания.

19 октября 1912 г. Трепов и Хрулев заключили с Кабинетом договор, по которому Копикузу на 60 лет, до 1972 года, предоставлялось монопольное право угледобычи на территории Алтайского округа на площади 176 тысяч кв. км. В руках В. Ф. Трепова первоначально сосредоточивалось 1440 акций. Он и был избран председателем правления АО «Копикуз», а директором-распорядителем стал главный инженер И. И. Федорович.

На территории Кузбасса Копикузу отводились Кемеровский, Кольчугинский, Прокопьевский, Киселёвский, Тельбесский рудники, Абашевские, Крапивинские, Анжерские копи и Гурьевский металлургический завод. Правление Копикуза находилось в Петрограде, главная контора – в Томске. Учредители этого общества вынашивали планы создания в Сибири мощного топливно-энергетического комплекса. По их замыслам Кузбасс должен был стать для Урала и Сибири тем же, чем стал для европейской России Донбасс.

Приступив к своей деятельности, Копикуз начал проводить геологические разведки в Кузбассе. Результатом разведок должно было стать использование недр на практике. Требовалось также составить пластовую карту. Для руководства работами и составления карты пригласили одного из лучших отечественных геологов Л. И. Лутугина. Леонид Иванович считался основателем угольной геологии, высококвалифицированным специалистом. Он был профессором Петербургского Императорского горного института.

Руководство Копикуза надеялось, что с помощью Лутугина оно сможет найти лучшие места для закладки шахт. Пришлось даже согласиться на ряд условий, выдвинутых знаменитым учёным. А тот настаивал на проведении широких геологических исследований всего Кузнецкого бассейна. О результатах этих исследований должны были узнать заинтересованные лица и организации, а не только руководители Копикуза.

Приняв условия Л. И. Лутугина, правление Копикуза 26 марта 1914 г. открыло ему кредит в сумме 16000 рублей. И вот весной 1914 г. в Кузнецком бассейне начались геологические исследования. Они рассчитывались на два года, но по разным причинам растянулись до 1917 года.

***

Чтобы осмотреть площадь Кузнецкого бассейна (около 20 тысяч кв. км), всю группу исследователей, руководимую Леонидом Ивановичем Лутугиным, разделили на четыре поисково-геологические партии. Две из них изучали Кемеровскую, Кольчугинскую и Бачатскую копи. Третья – юг Кузнецкого бассейна. Ещё одна группа во главе с самим Лутугиным исследовала связи между отдельными пластами и выходы каменноугольных пластов по реке Томь.

Осенью 1914 г. на заседании Минералогического общества были обнародованы результаты этой работы.

В марте 1913 г. Копикуз получил от Кабинета исключительное право на разведку железных руд в системе реки Кондомы и на Салаирском кряже до 1 января 1915 г. На Тельбесском месторождении предполагалось построить металлургическое предприятие, и для этого были проведены геологи¬ческие изыскания под руководством профессора Павла Павловича Гудкова. Они велись геологами с кафедры геологии Томского политехнического института до лета 1916 г.

В 1915 г. геологические работы проходили в основном в южной части Кузбасса. В 1916 г. разведка каменного угля началась около улуса Осиновского и села Горловского.

Результатом, геологических разведок стало исследование почти всего Кузнецкого бассейна. Было изучено качество кузнецких углей и подсчитаны их запасы. Теперь они равнялись уже не 12,5, а 250 млрд. тонн. Группой Лутугина было выдвинуто предположение о наличии в Кузнецком бассейне не менее 400 млрд. тонн каменного угля.

Ученый не дожил до подтверждения этой гипотезы – в августе 1915 года, находясь на Кольчугинском руднике, он внезапно заболел и умер, Но смерть Лутугина не прервала ведущиеся работы. Теперь их возглавил его ученик А. А. Гапеев. В 1916 г. были опубликованы первые сведения об исследованиях угленосной свиты Кузнецкого бассейна. А на следующий год В. И. Яворский составил геологическое описание южной части Кузнецкого бассейна и Горловского месторождения.

Уже после национализации Копикуза в 1922 г. П. И. Бутов и В. И. Яворский опубликовали результаты геологических исследований юго-западной окраины Кузбасса, которые проводились в 1914-1917 гг. Все собранные материалы и коллекции с согласия акционерного общества передали Геологическому комитету.

В 1915-1916 гг. продолжились геологические исследования в Кузнецком железорудном районе по рекам Тельбес и Мундыбаш. П. П. Гудков в 1916 г. опубликовал краткий очерк о Тельбесском железорудном районе, содержащий данные об условиях залегания и запасах руды. До 1913 г. эти запасы оценивались в 100 млн. пудов. Проводимые геологические разведки позволили установить, что запасов железных руд в Горной Шории в 9 раз больше: до 900 млн. пудов.

Итоги геологических исследований дали возможность определить перспективы развития района, в том числе, и закладку новых шахт. За короткое время была построена железная дорога Юрга – Кольчугино с веткой на Кемеровский рудник. Развернулось строительство шахт на Кемеровском и Кольчугинском каменноугольных рудниках, с которых и началась промышленная деятельность Копикуза. На Кемеровском руднике в 1915 году была заложена шахта «Центральная». Уже к 1916 году Копикуз выдавал 16% от общей угледобычи в бассейне.

Началось сооружение Кемеровского коксохимзавода. Управления Копикуза возникла также идея строительства крупного металлургического завода на юге Кузбасса близ Кузнецка. Но шла первая мировая война, средств на реализацию этой идеи не хватало. А вскоре в России начались революции. После февральской революции Копикуз не прекратил свою деятельность. В апреле 1917 года правление Копикуза заключило договор с Министерством торговли и промышленности Временного правительства, добиваясь увеличения добычи угля до 20 млн. пудов ежегодно. Опять же, выполнить это помешала гражданская война.

В 1917 г. Копикуз приступил к строительству металлургического завода. Акционерам не удалось получить предполагаемую Горбуновскую площадку, и строительство было решено начать на Ашмаринской площадке. Осенью 1917 года в России произошла социалистическая революция, но предприятия Копикуза не были национализированы, учитывая нужду в топливе, ведь в результате оккупации Украины страна лишилась 90% добываемого угля. В период чехословацкого мятежа руководителю Копикуза И. И. Федоровичу даже удалось получить денежные средства на развитие южного угольного района Кузбасса и на строительство металлургического завода. Национализация Копикуза была осуществлена 17 января 1920 года.

Копикуз, действовавший менее десяти лет, не смог осуществить всего того, что было задумано и уже начато. Но то, что он сделал (и построенные шахты, и железная дорога, проведённая от Кольчугино и Кемерово к сибирской магистрали), являлось вкладом в будущее развитие угольной промышленности. Металлургический комбинат, идею которого вынашивало, но так и не смогло реализовать руководство Копикуза, был всё-таки построен в Новокузнецке. Но уже в другое время и другими людьми. Да и развитие химической промышленности в Кемерово началось с Копикуза.

Про Л. И. Лутугина, так много сделавшего для исследования недр Кузбасса и похороненного в Петербурге на Литераторских мостках, говорили, что он обладал уникальными знаниями и интуицией. Мог найти пропавший пласт угля и разгадать таинственные геологические явления. Он мог бы нажить состояние, но ничего не имел, кроме личной специализированной библиотеки. Леониду Ивановичу был поставлен памятник в городе, названном в его честь – Лутугино.

Печально сложилась судьба директора-распорядителя, а позже председателя правления АО «Копикуз» И. И. Федоровича. Сын адмирала Черноморского флота, Иосиф Иосифович окончил горный институт. Работал начальником горноспасательной станции в Донбассе, где прославился личным мужеством. Издавал инженерный журнал, стал лучшим директором рудника Донбасса.

Когда Федорович был приглашён на работу в Копикуз, он не забывал о рабочих. С собой из Донбасса он привёз 300 шахтёров, которых отобрал лично, снабдил домашним скотом, денежной ссудой на постройку дома. Благодаря работе директора Копикуз устоял в годы смуты и гражданской войны. Как человек талантливый и разносторонний он занимал впоследствии разные должности в тресте «Главуголь», в Госплане, в Гипромезе. Как «враг народа» был осуждён на десять лет лагерей и ссылки. В 1937 году И. И. Федорович был осуждён по ст. 58 во второй раз. Ему дали высшую меру –расстрел. В 1957 году приговор отменили за отсутствием состава преступления. В повести Александра Бека «Курако» Федорович выведен под фамилией Кратов.

С. Кузяева, младший научный сотрудник городского краеведческого музея.

источники: раз, два, три.

Гурьевский металлургический завод 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded