blog_10101

Category:

Алексеевский мост

Алексеевский мост через Амур. Фото с сайта https://amurmedia.ru/story/amurskoyechudo/
Алексеевский мост через Амур. Фото с сайта https://amurmedia.ru/story/amurskoyechudo/


Наиболее часто мы (не Хабаровчане) видим этот мост на пятитысячной купюре.

Окончательный проект строительства Великого Сибирского пути был принят 1 декабря 1890 года решением специальной комиссии «По вопросу о железной дороге через всю Сибирь». Он был одобрен комитетом министров и утвержден рескриптом на имя цесаревича Николая Александровича. По этому плану, на третьем завершающем этапе строительства должна была осуществиться прокладка Амурской железной дороги, соединяющей Хабаровск со Сретенском. А «венцом» этой стройки должно было стать возведение железнодорожного моста через реку Амур. Он замыкал Амурскую и Уссурийскую железные дороги, завершая, таким образом, строительство Транссиба.
Уже в 1895 году провели первые изыскания (работы, проводимые для изучения природных условий района проектируемого строительства) в районе Хабаровска для строительства моста. Но стройку отложили. Основанием стал предложенный бывшим министром путей сообщения Сергеем Витте план «выпрямления» Транссиба. Для этого в Китае, сооружали Китайско-Восточную железную дорогу (КВЖД), соединявшую Читу с Владивостоком через Маньчжурию. В связи с этим, работы по строительству Амурского моста откладывались на неопределенный период. Поражение России в русско-японской войне 1904–1905 года позволило вновь поднять вопрос о сооружении Амурской дороги. Уже в 1906 году начались вторичные изыскания будущего моста. Активным сторонником его сооружения был Приамурский генерал-губернатор Николай Львович Гондатти. Он обращался в различные инстанции, доказывая необходимость этой стройки для региона и России в целом. Но требовалось принять решение на более высоком уровне. Премьер-министр Петр Аркадьевич Столыпин, видевший в этом проекте способ содействия переселению населения на Дальний Восток, вынес его на заседание Совета Министров. В мае 1907 года газета «Приамурские ведомости» сообщила о разрешении проблемы. Но даже когда уже началось строительство Амурской железной дороги, в марте 1908 года по этому вопросу началась дискуссия в Государственной думе. Завершилась она положительным результатом: 3 апреля 1908 года был принят закон о сооружении дороги за счет казны. Вопрос был решен окончательно.
В 1906 году был объявлен конкурс на проект сооружения. Предлагались различные варианты, в том числе возведение вместо моста подводного тоннеля под Амуром. Но самым подходящим был признан проект, «привязанный» к деревне Осиповка, расположенной в 8 километрах от Хабаровска. Изыскания мостового перехода возглавлял инженер Владимир Вяземский. Самой главной сложностью стройки был сам Амур. Быстрое течение, свыше 14 метров глубины (в районе мостового перехода), паводки (в ширину река разливалась до трех километров) и ледоход. Это был первый случай возведения моста в столь экстремальных условиях.
Авторами уникального проекта Амурского моста стали российские инженеры Лавр Дмитриевич Проскуряков

Л.Д. Проскуряков с сайта https://polesh-chuk.livejournal.com/627028.html
Л.Д. Проскуряков с сайта https://polesh-chuk.livejournal.com/627028.html

Справка: Проскуряков родился в многодетной (18 человек) крестьянской семье. С рекомендацией местного управления образования, выданной отличнику учёбы, поступил на общих основаниях в Петербургский институт путей сообщения.

В 1888 году по проекту Проскурякова впервые в России был построен железнодорожный металлический мост консольной системы — через реку Сулу на Харьковско-Николаевской железной дороге.

В 1895 году им был выполнен проект моста через Енисей. По величине пролётов этот мост был вторым в Европе после Кулембургского моста в Голландии (Vieux pont ferroviaire de Culembourg, разобран в 1982 г.) и самым большим в России.

Кроме того спроектированы мосты через: Оку, Волхов, Волгу, Зею, Черемшанку, Которосль, Днепр, Сейм и другие, см. википедию.

Григорий Петрович Передерий. фото с википедии https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B9,_%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
Григорий Петрович Передерий. фото с википедии https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B9,_%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

И Григорий Петрович Передерий (Генерал-директор пути и строительства 1 ранга.Член-корреспондент АН СССР (1939). Академик АН СССР (1943).Преподаватель Московского инженерного училища (с 1902 года), Петербургского Института инженеров путей сообщения (в 1907—1914 годах и 1920—1942 годах), Высших женских политехнических курсов (в 1915 году преобразованы в Женский политехнический институт, в 1918 году — во Второй Петроградский политехнический институт).Директор Института гражданских инженеров с 1922 по 1926 год. )

Постройкой моста руководили не менее талантливые инженеры. Заведовал строительством инженер путей сообщения Борис Иванович Хлебников. Помощником заведующего по постройке моста и старшим производителем работ был инженер Владимир Александрович Пинус. 12 августа 1913 года состоялась торжественная закладка моста в присутствии Приамурского генерал-губернатора Николая Гондатти. Строили мост на один железнодорожный путь. Кроме того, он был приспособлен для воинского движения двух типов: пешего по двум тротуарам и колесного перемещения на железнодорожной проезжей части. В эксплуатацию его хотели ввести за рекордно короткие сроки – 26 месяцев. Гранит для мостовых опор получали из местных Корфского и Забелевского карьеров на реке Тунгуске. Металлические фермы заказывали в Варшаве на машиностроительном и чугунолитейном заводе «К. Рудзский и К°». В разобранном виде их доставляли в Одессу, а оттуда южно-морским путем через Суэцкий канал, Индийский и Тихий океаны во Владивосток. Затем их везли в Хабаровск, где и происходила сборка 18-ти ферм
Должен обратить внимание, что фермы эти действительно можно назвать польскими, но они при этом не перестали быть российскими.

Про компанию «К. Рудзский и К°» известно к сожалению мало. Она строила, кроме Алексеевского ещё Мост Императора Петра Великого (Большеохтинский мост).

Возвести Алексеевский мост в сроки не удалось из-за Первой мировой войны. Осенью 1914 года в Индийском океане германский крейсер «Эмден» потопил торговое судно «Кортрейк» под бельгийским флагом, которое везло две последние фермы. Новые пришлось заказывать в Канаде. Помешала строительству мобилизация. Она сократила число опытных рабочих. Кстати, о самих строителях. Их было задействовано около 5000 человек, среди них солдаты, вольнонаемные рабочие, контрактники из европейской части России и каторжники. Хоть сроки и были сорваны, но строительство завершилось спустя 3 года и 3 месяца. 5 октября 1916 года мост был освящен и открыт для постоянного движения. Назван он был Алексеевским в честь цесаревича Алексея Николаевича.
источник.

источник 2

источник 3

promo blog_10101 june 11, 2019 21:56 7
Buy for 10 tokens
Архиепископ Лука в миру Валенти́н Фе́ликсович Во́йно-Ясене́цкий Епископ Русской православной церкви, с апреля 1946 года - архиепископ Симферопольский и Крымский, российский и советский хирург, учёный, автор трудов по анестезиологии и гнойной хирургии, доктор медицинских наук,…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded