blog_10101 (blog_10101) wrote,
blog_10101
blog_10101

Categories:

Н.В. Гаврилкин. Севастопольская 305-мм башенная батарея №35

Оборона Севастополя, которая продолжалась 250 дней, с 30 октября 1941 года до 4 июля 1942 года, стала одной из самых ярких страниц истории всей Второй мировой войны. Существенный вклад в оборону города внесли 30-я и 35-я бронебашенные береговые батареи, которые стали основой артиллерийской мощи защитников главной базы Черноморского флота, нанеся наступающему на город противнику большие потери и приковав к себе огромные силы врага. 30-я бронебашенная батарея продолжала сражаться до 26 июня 1942 года, когда ее, полностью блокированную, смогли захватить немцы..

Фото с сайта https://crimea-front.ru
Фото с сайта https://crimea-front.ru/

Историю строительства легендарных батарей разные источники описывают по разному. От

До революции были выкопаны два котлована...
До:
Революционные события 1917 года и последовавшая за ними гражданская война прервали строительство батареи. На время прекращения работ по строительству на батарее практически были закончены бетонные работы, набиты своды, установлены жесткие барабаны, подкрепления под броню, доставлена и установлена неподвижная броня первой и второй башен
И там-же:
Бетонные работы и монтаж первой башни закончились в середине 1926 года.
Кроме того, пишут, что:
О масштабе строительных работ на батарее говорят следующие цифры: для постройки данного сооружения был выкопан котлован объёмом 32.5 тыс. кубометров, необходимо отметить что работы проводились в скальном грунте. Объём бетонных работ равнялся объёму аналогичных работ при строительстве Днепрогэса.
Если-бы, кто, из Читателей, уточнил (со ссылками) объём бетонных работ- я был-бы признателен.
Далее к упомянутой в заголовке статье. Приведу ссылку и пару цитат о хронологии строительства:

Батареи Севастополя имели сквозную нумерацию, в соответствии с которой 305-мм батарее был присвоен номер 25.

Первоначально место было выбрано на берегу Стрелецкой бухты, но затем с целью увеличения угла обстрела по морю место расположения батареи было перенесено на высоту 15,7 саженей в трех верстах южнее Херсонесского маяка.

Строитель крепости с рапортом 11 мая 1913 года представил в Главное Инженерное Управление (ГИУ) проект батареи №25. Его рассматривал постоянный член Инженерного комитета ГИУ генерал-лейтенант Н.А. Буйницкий (1863–1914) на предварительном заседании Инженерного комитета 11 июля 1913 года.

По проекту батарея состояла из двух броневых башен, бетонированной постройки, служащей для них основанием, открытого капонира в горже и рвом с проволочной сеткой, охватывающей этот капонир и протягивающийся вправо и влево от батареи до береговых обрывов.

Расположение батареи было выбрано крепостной комиссией на участке, отведенном ранее под батарею №18, которую переместили к югу от места предполагаемой постройки. Направление крайних выстрелов – на Сарычский маяк и на мыс Лукулл составляло 260° в сторону моря. Вооружение – четыре 305-мм орудия и 10 пулеметов, предусматривалось две смены артиллерийской прислуги – 144 артиллериста. Мест в казематах – 306, из них 192 в жилых помещениях, остальные в галереях.

Башням было дано по условиям обстрела и местности превышение одной над другой на 1,5 сажени и их центры были разнесены на 26,5 сажени.

Генерал-лейтенант Н.А. Буйницкий высказал следующие замечания:
– Неправильное ориентирование горжевого фаса, благодаря чему при обстреле с севера возможно поражение окон каземата.
– Неудачно спроектирован горжевой открытый капонир, загроможденный казематом-убежищем.
– Устройство казематов не соответствовало новым требованиям покрытий и стен. Надежда на защитные свойства скального грунта были признаны неосновательными.
– Инженерный комитет признал необходимым наружные стены, обращенные к неприятелю, делать без песчаной прослойки, толщиной 17 футов без бетонных тюфяков, из батареи иметь два открытых выхода.
– Гарнизон исчислять: одна смена артиллеристов – 72 человека, взвод пехоты – 50 человек, пулеметная команда – 60 человек, то есть всего 182 человека и 30 машинистов. Боезапас батареи иметь по 200 выстрелов на орудие.

После получения уточняющих сведений по конструкции башен и оборудованию погребов от Металлического завода МТК и ГАУ приступили к корректировке проекта, имея в виду следующие изменения:

«1. Расстояние между башнями увеличить до 30 саженей.

Для предотвращения повреждения прицельных устройств при стрельбе одной башни поверх другой верхнюю башню поставить выше другой на 15 футов.

Так как линия горжи должна быть перпендикулярна к равностоящей угла обстрела батареи (260°), то наиболее естественным является расположение башен по этой линии, для чего башни сдвинуть по сравнению с проектной в сторону: одну на 7,5 сажени, другую на 5 саженей.

Длинный сквозник перед казематом, в котором устанавливаются дизеля и динамо-машины, назначается для возможности извлечения из каземата любого из трех двигателей не тревожа остальные. В сквозник поместить пулеметы, а также противоштурмовые орудия, если таковые будут даны на батарею.

Бетонное покрытие батареи должно составлять 6 футов бетона состава 1:1,5:3, слоя асфальтобетона толщиной 1 фут и швеллеров, помещения непрямоугольные перекрываются 12-дм двутавровыми балками. Толщину наружных стен и горжи проектировать в 6 и 7 футов, внутренние опорные стены – 4 фута».

Оговаривалось, что прожекторная станция должна располагаться отдельно.

Наблюдение и целеуказание должно было вестись из двух броневых наблюдательных постов на массиве батареи. Рядом с ней предполагалось оборудовать бетонные прожекторный павильон, до которого от массива батареи шел бетонированный путь.

Окончательный проект батареи №25 в броневых башнях на четыре 305-мм пушки на высоте 15,7 саженей в трех верстах южнее Херсонесского маяка был утвержден на заседании Инженерного комитета 20 августа 1913 года Стоимость постройки батареи определялась в 850 тыс. руб. {9}.

Одновременно с составлением проекта на месте установки батареи начались работы по формированию котлована, а также по постройке пристани в Казачьей бухте для выгрузки частей 305-мм башенных установок и подготовке к ней фарватера.

С 10 по 12 октября 1913 года Севастопольский порт углубил до 15 футов фарватер в Казачьей бухте на протяжении 114 саженей, после чего работа была прекращена. Обращение производителя работ по постройке батареи в Артиллерийское ведомство и командиру Севастопольской крепостной артиллерии успеха не имело. Чтобы суда с осадкой 15 футов могли подходить к пристани в верховьях бухты необходимо было углубить фарватер на протяжении еще 90 саженей до глубины 15 футов. В этой части глубина фарватера составляла от 6 до 8 футов, всего надо было убрать 2700 кубических саженей донного грунта.

В связи с отказом Морского ведомства и Министерства торговли и промышленности предоставить землечерпалку в 1913 году, углубление фарватера в Казачьей бухте до батарейной пристани перенесли на 1914 год, до этого грузы решили доставлять на плоскодонных судах.

Поставка клепаных конструкций фундаментов батареи №25 ожидалась в Севастополе в октябре–ноябре 1913 года. Для их установки предполагалось взять 74 тыс. руб. из денег, предназначенных для постройки дальномерных будок Севастополя, из них 60 тыс. руб. на батарею №25 и 14 тыс. руб. на постройку железной дороги к Бельбекской группе батарей. По строительному плану на батарею №25 на 1913 год выделялось 50 тыс. руб., которые были потрачены на строительство пристани в бухте Казачья {10}.

ГАУ 20 августа 1913 года сообщило ГИУ, что заказанные Ижорскому заводу башенные каркасы для 305-мм башенных установок будут изготовлены в начале 1914 года. Для первой – к 15 января, для второй – к 1 февраля 1914 года.

Для доставки 305-мм орудий и частей башенных установок с пристани Казачьей бухты необходимо было построить на батарее №25 железнодорожный путь нормальной ширины (5 футов), для обслуживания этого пути были отпущены две вагонетки системы генерал-лейтенанта М.К. Тахтарева. Стоимость этой работы оценивалась в 80 тыс. руб.

Сложность постройки железнодорожного пути заключалась в необходимости не выходить за пределы зоны отчуждения, так как за приобретенный участок под батарею №25 было уплачено по 65 копеек за квадратную сажень. По этому пути предполагалось передвигать 100-тонный кран, место стоянки которого было выбрано у пристани Казачьей бухты. Позиция хранения крана не наблюдалась с моря, а также с береговых высот окружавших бухту, кроме Северной стороны Севастополя. Для перевозки крана часть пути – 400 саженей – необходимо было проложить в три рельса, на расстоянии 5 и 3,5 футов один от другого.

Для подъёма крана весом 6500 пудов или орудий (3000 пудов) на верхнюю площадку батареи, требовалось установить лебедку мощностью 40 HP (нормальных рысаков, то есть лошадиных сил), изготовленной на петербургском заводе «Сан-Галли». Для движения крана к башенной батарее параллельно директрисе батарее, были уложены две пары рельсов, по которым кран также передвигался с помощью лебёдки и соответствующего троса.

Для сборки башенных установок, по контракту с Металлическим заводом и для монтажа закладных частей башен по контракту с Ижорским заводом, от казны должны были поставляться: кран с командой, дизель-генераторы, складские постройки, квартиры из расчета по 35 человек на башню.

Несмотря на начало военных действий, работы по строительству бетонного блока батареи продвигались весьма быстрыми темпами. К ноябрю 1914 года были построены бараки на 75 человек с шестью отдельными помещениями для мастеров, временная электростанция с двумя дизель-генераторами «Вулкан», мастерские и кузницы Металлического завода, кладовая, сарай, кухня. Место строительство батареи охранял караул из 20 нижних чинов.

В сентябре 1914 года были полностью отрыты котлованы и закончено бетонирование оснований, а в конце декабря 1914 года Ижорский завод при помощи деревянных козел и стрел начал установку частей жесткого барабана и неподвижной брони батареи.

В соответствии с планом работ бетонные работы второго периода до неподвижной брони должны быть закончены до первого февраля 1915 года, так как опоздание вызвало бы задержку по обточке погонов станком Металлического завода и разновременностью установки, что повлекло бы переплату Металлическому заводу 50 тыс. руб.

На первой башне успевали уложиться в срок, на второй башне предполагалась задержка, так как изготовление 500 кубических саженей бетона могло быть выполнено только после получения разрешения на перевозку морем песка из устья реки Бельбек и цемента из Севастопольской бухты, что было запрещено Морским ведомством ввиду военного времени. Кроме того, запрещено было работать ночью при освещении, дабы не нарушать светомаскировку. При получении разрешения завершение бетонирования второй башни ожидалось к середине марта 1915 года.

27 января 1915 года Главное Военно-Техническое Управление (ГВТУ) потребовало от Строителя батареи младшего производителя работ Управления Строителя Севастопольской крепости подполковника В.Р. Гулишамбарова, чтобы ко времени окончания работ по сборке 305-мм башенных установок была полная готовность погребов, одновременно ГВТУ сообщило, что заказ дверей для батареи произведен Металлическому заводу.

ГАУ в январе 1915 года командировало в Севастополь военного инженера полковника Ксирихи, которому поручили выяснить возможность ускорения работ. Из отчета военного инженера полковника Ксирихи о командировке:

«Батарея №25: Нижняя башня – опорные стены погребов готовы, жесткий барабан забетонирован до неподвижной брони (готовы к 01 февраля 1915 года). Броню можно устанавливать. Устанавливаются каркасы для сводов погребов, швеллера изготовлены и ожидается их доставка. Материал для набивки сводов имеется. Производились работы по набивке свода соединительной галереи. Бетонный завод состоит из двух метровых бетоньерок системы Смит-Милуоки (Smith-Milwaukee). Набивка сводов будет готова к 01 апреля 1915 года.

Верхняя башня – жесткий барабан установлен. Проводились работы по подготовке его бетонирования и подготовке бетонирования под неподвижную броню и стены погребов, окончание работ ожидается к концу февраля. Бараки рабочих, вспомогательные постройки, железнодорожные пути готовы. Неподвижная броня в Севастополе, но на батарею не доставлена, прибудет к 22 февраля 1915 года».

Ксирихи сделал вывод о том, что все работы по башням могут быть закончены до конца 1915 года вместе с силовой станцией, а если доделывать нижнюю башню, то она может быть готова в июне–июле 1915 года, причем привод башни мог бы осуществляться от временной электростанции {11}.

Тем не менее, ввод в строй батареи задерживался из-за неготовности частей башенной установки. Только в октябре 1916 года одна из двух 305-мм башен для Севастопольской крепости находилась практически в полной готовности к сборке на заводе, недоставало лишь поковок компрессора одного орудия.

В марте 1917 года по докладу Морского штаба Верховного Главнокомандования Военный министр приказал 305-мм станки в первую очередь доставить на строящиеся береговые батареи Финского залива, во вторую очередь на батареи Севастополя {12}.

По сообщению МГШ Металлический завод мог доставить станки в Севастопольскую крепость только осенью 1917 года. Верховный Главнокомандующий телеграммой сообщил о необходимости вооружения Севастопольской крепости 305-мм артиллерийскими установками и продолжения работ во вторую очередь.

Несмотря на переадресацию станков, работы на батарее №25 не прекратились. В мае 1917 года ГВТУ сообщило Строителю Севастопольской крепости, что для батареи №25 заказаны три динамо по 100 киловатт и два по 60 киловатт для силовой и осветительной станции. Если батарея будет вооружена, то они понадобятся на месте, если нет, то они пойдут на остров Вульф.

В сентябре 1917 года первая 305-мм башенная установка для Севастопольской крепости была готова на заводе и подготовлена к отправке. ГАУ несмотря на сложность доставки, так как перевозить башню пришлось бы кружным путем по однопутной магистрали, не оставило планов вооружения батареи. Вследствие громадного увеличения заработной платы из-за инфляции стоимость сборки установок на месте увеличивалась с 50 тыс. руб. по контракту до 1 млн. 200 тыс. рублей. Сборка могла быть проведена в срок от 6 месяцев до 1 года.

На время прекращения работ по строительству батареи в 1918 году на батарее практически были закончены бетонные работы, набиты своды, установлены жесткие барабаны, подкрепления под броню, доставлена и установлена неподвижная броня первой и второй башен. На первой башне были расточены погоны, готовились приступить к монтажу башни.

там-же:

Советское строительство

К моменту окончания Гражданской войны на вооружении Севастопольской крепости, числилось 27 береговых батарей, сведенных в четыре группы. Обследование береговой обороны Севастополя, произведенное после освобождения Крыма от белогвардейских частей показало полную небоеспособность батарей.

Тем не менее, уже к концу 1920 года удалось ввести в строй две четырехорудийные 152-мм батареи – №14 в районе Стрелецкой бухты и №20 на мысе Фиолент {13}.

16 мая 1922 года состоялось совещание в Артиллерийском отделении Главмортехупра ВМС РККА по вопросу достройки батареи №25 в Севастополе. Совещанию предшествовала поездка комиссии в Севастополь для осмотра батареи в феврале 1921 года. Рассмотрев соответствующие материалы, включая акт комиссии по осмотру от 13 февраля 1921 года, а так же справку Металлического завода о состоянии дел по изготовлению башенных установок, совещание признало возможность достроить батарею при условии отправки в Севастополь с пристани Металлического завода двух боевых столов и двух податочных труб и возврата морским командованием четырех качающихся частей 305-мм станков с секторами и лебёдками вертикального наведения.

Один из этих станков находился на Металлическом заводе в незаконченном виде. Относительно остальных трех станков решался вопрос возможности использования имеющихся на вооружении линкоров станков или необходимости доделки их из имеющихся полуфабрикатов {14}.

В сентябре 1922 года Главком Республики С.С. Каменев дал согласие на частичное разоружение линкора «Гангут» для довооружения батареи №25, исключив его из списков боевого флота, но так как детальное обследование показало, что в худшем состоянии находится линкор «Полтава», то докладом от 10 октября 1922 года Главком согласился на замену линкора «Гангут» линкором «Полтава». В виду этого было отдано приказание о частичном разоружении «Полтавы» и передачи частей двух башен в ведение ГАУ для батареи №25 {15}.

Но начало работ по достройке башенной батареи №25 из-за отсутствия финансовых средств было отложено до 1924 года

Проект переделки башенного блока с защищенным сквозником (по проекту 1913 года вход в блок был сверху батареи), усиленным покрытием (предусматривалась защита от 406-мм снаряда) и усиленной тыльной стенкой был разработан военными инженерами Б.К. Соколовым и В.В. Выставкиным.

Оперативно-тактическим заданием на проектирование батареи предусматривались:
– обеспечение защиты от трех попаданий в одну точку боевого покрытия и стен орудийных блоков 406-мм морских снарядов с учетом проникания и откола (уже построенные конструкции были рассчитаны на сопротивление попаданиям лишь 356-мм снарядов);
– обеспечение защиты от трех попаданий в одну точку боевого покрытия или у подошвы стен орудийных блоков двухтонных фугасных авиационных бомб с учетом фугасного действия и откола;
– полная защита всех внутренних помещений от проникновения боевых отравляющих веществ с обеспечением работы личного состава (в том числе в боевых рубках и орудийных башнях) без противогазов и защитной одежды при химических атаках и заражении местности в эспланаде батареи;
– полная энергетическая автономность (электроэнергия, пар, вода, сжатый воздух);
– возможность смены изношенных орудийных стволов личным составом в боевой обстановке;
– применение новейших приборов управления огнем и связи.

Наиболее сложными вопросами проектирования и строительства были:

а) возведение командных пунктов командира батареи и управляющего огнем башенной артиллерии крепости и соединение их шахтами и потернами с орудийными блоками (проект военного инженера А.И. Василькова);

б) защита тыльной стороны орудийных блоков и сквозникового входа в них с учетом возможного воздействия косоприцельного огня 406-мм артиллерии неприятельских линейных кораблей из района бухты Ласпи и попаданий двухтонных фугасных авиабомб у подошвы стены (расчеты сопротивления выполнял военный инженер Б.К. Соколов);

в) оборудование приемно-передающего радиоцентра с соответствующей аппаратурой и защищенными антеннами (проект военного инженера Н.С. Коссовича);

г) обеспечение полной коллективной противохимической защиты внутренних помещений, боевых рубок и орудийных башен (проект был разработан военным инженером Г.Н. Колокольцевым при участии представителя Военно-химического управления РККА военного инженера Павлова);

д) снабжение качественной пресной водой для бытовых нужд, питания паровых котлов и охлаждения дизелей (проект военного инженера Г.Н. Колокольцева);

е) прокладка разветвленных инженерных сетей и коммуникаций при необходимости пересечения многочисленных герметичных переборок, перекрытий, броневых дверей и противооткольной одежды;

ж) устройство защищенных от попаданий снарядов и бомб и проникновения боевых отравляющих веществ в воздухозаборники приточной вентиляции, вводов водоснабжения, каналов загрузки твердого и жидкого топлива, выхлопов и выбросов дизельной и котельной установок, вытяжной вентиляции, канализации и дренажа (проект разработан военными инженерами Г.Н. Колокольцевым и С.С. Лысковичем);

з) механизация загрузки боеприпасов в погреба при массе одного снаряда 471 кг (совместный проект Инженерного управления БОЧМ и Ленинградского Металлического завода);

и) механизация чистки каналов стволов орудий после стрельбы (проект Ленинградского Металлического завода);

к) полноценная противовоздушная и противодесантная оборона эспланады батареи силами ее личного состава, занятого одновременно ведением артиллерийского боя с кораблями противника;

л) монтаж экспериментальной щелочной аккумуляторной установки шведского производства мощностью 2000 кВт для перекрытия пиковых нагрузок дизельной электростанции в боевой обстановке (предложение члена Научно-технического комитета Главного артиллерийского управления

РККА военного инженера-электрика В.Н. Коноплева; проект разработан военным инженером Глотовым) {16}.

Не дожидаясь составления проекта и заключения договора на достройку батареи №25, снятия с линкора «Полтава» недостающих частей, Металлический завод начал отправку башенных механизмов с завода в Севастополь. Кроме того, начался поиск четырех 305-мм артиллерийских орудий.

17 ноября 1924 года к пристани Металлического завода доставили железную баржу вместимостью 30 000 пудов и началась погрузка. К 23 ноября все части погружены на баржу и в ночь на 24 ноября двумя буксирами баржа была отбуксирована в Новый Порт, где плавучим краном Торгпорта крупные части перегрузили на платформы грузоподъёмностью 3000 пудов. 29-го погрузка закончилась. Особая комиссия от Октябрьской железной дороги, Северо-западной железной дороги и Управления военных сообщений для осмотра правильности погрузки негабаритного груза согласно чертежей приняла акт о правильной погрузке. 4 декабря

1924 года в 12.00 негабаритный эшелон в составе шести транспортных и восьми открытых вагонов, двух теплушек был отправлен в Севастополь, куда и прибыл 9 января 1924 года. Ввиду громоздкости и тяжеловесности прибывшего груза – его полностью сосредоточили вблизи батареи, получившей к этому времени №8 (бывшая №25) {17}.

Для её вооружения завод «Большевик» по программе 1922–1923 годов по заказу ГАУ должен был доделать четыре 305/52 орудия. Эта работа заключалась, в основном, в переборке, сборке и пригонке затвора. Тела были изготовлены Обуховским сталелитейным заводом в 1915 году, приняты артприемщиком, но не отстреляны на полигоне.

В январе – мае 1925 года на морском полигоне были испытаны десятью выстрелами 305/52 орудия с усиленными затворами марки CA (с удлиненной каморой) с заводскими номерами 128, 145, 144, 124, 139, орудийные стволы №№124, 128, 145 и 144 выдержали испытание стрельбой. Ствол №139 показал недостаточную кучность стрельбы. В связи с наличием повреждений нарезов на стволе №145 дополнительно в июне отстреляли ствол №170. 23 июня 1925 года принятые 305-мм орудия №№124 и 128 отправились в Севастополь. Стволы №№144 и 170 ушли позднее.

В мае 1925 года приступили к демонтажу станков с линкора «Полтава» {18}.

К началу июня Ленинградский Металлический завод (ЛМЗ) в третьей башне линкора «Полтава» выполнил следующие работы: разобрал и снял все три станка, электромоторы и лебедки приводов открывания затворов, приборы продувания, прицелы и приборы управления артиллерийским огнем с приводами, приборы центральной наводки с приводами, прибойники. Были вывернуты гужоны и болты крепления броневой крышки и броне перегородок, то есть станки подготовлены к выемке из башни после снятия крыши.

Для вооружения батареи №8 ГАУ разрешило взять все три станка третьей башни и из четвертой башни левый станок. По окончанию работ башни были закрыты штатными броневыми листами. А снятые 305-мм стволы были законсервированы и оставлены на палубе линкора «Полтава» {19}.

4 сентября 1925 года начальник снабжения РККА и Флота утвердил договор с Ленинградским государственным машиностроительным трестом на работу по сборке двух 305-мм береговых 2-орудийных башенных установок на батарее №8 в Севастопольской крепости и по приведению в порядок и по доделке для вышеуказанных башенных установок четырех 305-мм станков со снятием их из башен линкора «Полтава».

Договором предусматривались следующие работы: снятие с двух 3-орудийных 305-мм башенных установок линейного корабля «Полтава» четырех 305-мм станков со всеми относящимися к ним частями, переделка их для угла возвышения 35°, приведение в порядок на ручное действие имеющегося на батарее 100-тонного крана. Сборка на ручное действие двух береговых башенных установок, доставка частей которых в Севастополь производится за счет ГАУ.

Стоимость работ по договору устанавливалась 360 тыс. рублей, срок монтажа башенных установок устанавливался в 15 месяцев со дня выдачи при условии:

1. Своевременной подачи средствами и за счет Наркомвоемора всех частей установок, всей брони и пушек с затворами к месту их сборки в крепости.

2. Своевременного окончания Наркомвоенмором всех необходимых строительных работ, связанных с возможностью испытаний установок в действии и стрельбою.

Вся броня должна была быть доставлена ГАУ не позднее трёх месяцев со дня вступления договора в силу, а пушки с затворами – ко времени доставки станков {20}.

Приказом начальника Артиллерийского управления РККА и Флота от 22 сентября 1925 года уполномоченным этого управления по работам связанным с достройкой батареи №8 был назначен начальник артиллерии Севастопольской крепости Г.Н. Четверухин.

Броневые конструкции строящейся батареи изготавливались Ижорским заводом, монтаж их в Севастополе вела выездная бригада ЛМЗ.

В кооперации по постройке 305-мм батареи №8 были заводы «Русский дизель» – двигатели, «Электроприбор» и «Красная Заря» – приборы управления стрельбой и связи, Военно-Химическое управление РККА проектировало вентиляционное и противохимической оборудование. Выполнение работ по изготовлению оборудования погребов, башенных установок, системам подачи боезапаса было возложено на Металлический завод. Головным разработчиком проектной, монтажной и эксплуатационной документации было второе Артиллерийское бюро ЛМЗ.

Так как бетонный блок проектировался до утверждения Временной инструкции 1913 года, проводились работы по установке в казематах противооткольных одежд из стальных швеллеров и двутавровых балок.

Бетонные работы и монтаж первой башни закончились в середине 1926 год...

Источники:
https://bellabs.ru/30-35/35.html

https://35batery.ru/index.php/ru/museum-history/history.html

https://topwar.ru/89927-bronebashennaya-batareya-30-simvol-oborony-sevastopolya.html

https://crimea-front.ru/news/84

Tags: ВОВ, Россия, СССР, армия, история, промышленность, строительство
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

Recent Posts from This Journal