blog_10101 (blog_10101) wrote,
blog_10101
blog_10101

"Прежде и теперь" Письма крестьян в газету. 1913г.

Не удержусь от саркастического: «неграмотных крестьян».

Прежде и теперь. Крестьянские письма.
Прежде и теперь. Крестьянские письма.

Чуть ранее я уже хвастался своей находкой, подшивкой газет "Алтайский крестьянин" за 1913-1918г. Для меня, домоседа- находка весьма интересна. Возникло желание поделиться. Сначала хотел в формате: "о чём писали газеты в этот день", но на дворе- осень, и начальную (бОльшую) часть материала пришлось-бы оставить на позже. Можно было-бы выкладывать краткое содержание номеров... Решил начать с отдельных статей первого номера. А там видно будет))
В втором номере газеты, второго года издания обубликовано:

ПРЕЖДЕ И ТЕПЕРЬ. Крестьянские письма 1913г.

С каждымъ годомъ жизнь дорожаетъ. Помню я, какъ жили люди въ селахъ и деревняхъ моей родины, Пермской губернии, тому лътъ сорокъ назадъ. Жили, повидимому, грубые; да хозяйство у нихъ въ порядок и всякое дело знало свое время, Съ наступленіемъ осени, чтобы уплатить подушную подать, крестьянинъ продавалъ хлъба пудовъ сто.  Хлъбъ тогда былъ дешевъ копеекъ по 15 за пудъ. Изъ вырученныхъ пятнадцати рублей крестьянинъ дълалъ расходу рублей на пять' покупалъ обувь, рукавицы, шапкү. Все это тогда продавалась очень дешево. Оставшіеся десять рублей онъ уплачавалъ въ подать. Дальше крестьянинъ уже спокойно принимался за работу: обмолачивали, хлеб, тогда молотили зимами, съ овина, цъпомъ. Работу считали не трудной. Денежныхъ расходовъ крестьянина было очень немного. Земледъльческія срудія -соха и лисабанъ, за исключеніемъ сошниковъ делались изъ дерева. Хлъбъ съ полосъ сжинали серпами. На одежду денежныхъ расходовъ почти не дълали. Матеріалъ для зимней и лътней одежды-шубъ и зипуновъ, получали отъ овецъ, которыхъ держаль всякій сельскій хознинъ. Суконной и ситцевой одежды почти не носили. Рубахи были холщовая. Продовольствовался крестьянинъ простой, но сытной пищей. Масла и мяса было у него вдоволь, а въ постъ, на пищу шли: горохъ, крупы, сусло съ толокномъ и овощи. Самоваровъ не звали, чаю или сахару не покупали, Отъ такой простой и воздержнойн жизни крестьянъ подати платились во-время, а долговъ у него не было.
Теперь гляжу я как живуть мои односельцы, гляжу, да и думаю: «да, они не живутъ, а только собираются жить и какъ будто они только что кладутъ своей жизни она новыхъ началахь! ». В селе дворовъ пятьсот  и чуть не все они въ долгу! Кто въ кредитное товарищество долженъ, кто лавку! Одна у надежда на коров, подъ молоков беруть товар въ лавке и молоком платятъ подать; по этой то причины всякий старается по возможности развести больше коровъ для молока. Отъ этого, особенно в нонешние годы, и мясо дорожаетъ; а небогатые крестьяне, почти весь годъ питаются постной пищей. Мясо купить неначто, молоко сдаютъ на маслодельный заводъ. Расходы у крестьянъ стали громадные. Одеваются почти всъ  в фабричное изъ лавки, и у всякаго крестьянина есть самоваръ, который въ свою очередь, тоже требуетъ невиданнаго прежде расхода на чай, сахаръ и посуду. Въ довершеніе явились земледъльческія машины, которыя продаются въ долгъ и увлкают несостоятельныхъ неосмотрительныхъ хозяев". Не успел крестьянинъ расплатиться за машину, какъ она развалилась. Нужно купить другую. Такъ крестьянинъ и остается должником, Въ нынъшнемъ году въ нашемъ сель у кого изъ крестьянъ родился сносный хліббъ, заложили его в Кредитномъ товариществе. Теперь трудно найти способъ, посредствомъ, котораго можно бы крестьян, освободить отъ угнетающего ихъ долга. Вотъ союзъ сиб. маслодельныхъ заводовъ. Цели его, по видимому, для крестьянъ полезны, но можно сказать съ уверенностью, что череват этот союз,  сельский хозяинъ не встанеть на ноги. Следует что-нибудь придумать еще и другое. А придумать можеть только тотъ, кто не желаеть черезъ этот союз извлечь для себя никакой личной выгоды. Артельные лавки могуть крестьянамъ дать выгоду только при другихъ условиях.  Вообще  начальствомъ даются распоряженія, чтобы сельский староста прогляделъ, когда будеть расчёт за молоко, производимый обыкновенно въ артельной лавка. Крестьянинъ за молоко должен получить деньги и въ тотъ же час отдать их на уплату податей старосте.

Но староста со сборщиком уплаты податей такимъ способом ь не дождутся: у кого есть получка за молоко, тотъ уже подати уплатилъ, съ кого же следуетъ взять-тому не причитается получить, потому что у него за молоко все забрано деньгами или товаремъ раньше…
Следовало бы взять артельныя лавки подъ разумный контроль. Этимъ можно достичь такихъ ре зультатовъ, что уплата податей будетъ производиться изъ суммъ податей торговаго оборота безъ всякихъ полицейскихъ мъръ. И это было бы для крестьянъ полезно. Только нужно убедить все общество, чтобы оно вошло въ общую артельную торговлю с условіемъ: товаровъ на стороне не покупать, торговлю вести на началахъ потребительскаго общества" Тогда крестьянину не нужно будетъ заботиться о подати: разумно веденная торговля оплатить все.
Нрестьянинъ.




Tags: Россия, Царизм., газеты, история
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo blog_10101 june 11, 2019 21:56 7
Buy for 10 tokens
Архиепископ Лука в миру Валенти́н Фе́ликсович Во́йно-Ясене́цкий Епископ Русской православной церкви, с апреля 1946 года - архиепископ Симферопольский и Крымский, российский и советский хирург, учёный, автор трудов по анестезиологии и гнойной хирургии, доктор медицинских наук,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal